Государственность РФ. Россия как федеративное государство.

12 января 2019

1. ФЕДЕРАЦИЯ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВА.

ФЕДЕРАЦИЯ (союз, объединение) — это союзное государство, состоящее из объединившихся государств или государственных образований (федеральных единиц), сохраняющих определенную юридическую и политическую самостоятельность.

Обязательным признаком такой формы государственного устройства является наличие субъектов, имеющих определенную степень самостоятельности по отношению к центральному правительству. Степень автономии регулируется в каждом отдельном случае федеративным договором, но в любом случае государственное образование не обладает суверенитетом. 

На сегодняшний день в мире насчитывается 28 стран, которые по признакам своего политического устройства могут быть отнесены к федерациям. В Европе федерациями являются: Россия, Германия (ФРГ), Австрия, Швейцария, Босния и Герцеговина, Бельгия. В Азии - Пакистан, Малайзия, Мьянма, Непал, Ирак, Индия, Объединенные Арабские Эмираты. Федеративные государства Америки  это США, Сент-Китс и Невис, Бразилия, Мексика, Канада, Венесуэла, Аргентина. На территории Африки также существуют федерации: Судан, Южный Судан, Коморские острова, Эфиопия, Нигерия, Сомали. Кроме того, федерациями являются Австралия и Федеративные штаты Микронезии. 

В составе Российской Федерации с 2014 г. 85 субъектов: 22 республики, 1 автономная область (Еврейская), 4 автономных округа (Ненецкий, Ханты-Мансийский — Югра, Чукотский, Ямало-Ненецкий), 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

Российская Федерация на сегодняшний день имеет самое большое число субъектов, других подобных федераций в мире не существует.

Прежде, чем перейти к обсуждению России как федеративного государства, рассмотрим федеративное устройство таких государств,  как Германия (ФРГ), Индия и США.

2. ФРГ КАК ПРИМЕР ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА.


Федеративная Республика Германия (ФРГ) является государством, организованным по принципу федерации. Основной закон ФРГ называет государства-члены федерации землями, даже если официально они именуют себя иначе (например, Свободное государство Бавария или Ганзейские города Гамбург и Бремен). В настоящее время в составе ФРГ 16 земель (включая город Берлин). Каждая из федеральных земель отличается величиной территории и численностью населения, уровнем экономического развития, историческими традициями, языковыми диалектами и т.д. Так, крупнейшей по территории является земля Бавария (ее площадь 70.554 кв.км), наименьшей — город Бремен (404 кв.км). 

В соответствии с положениями Основного закона каждая земля имеет свою конституцию, свое законодательство, свой представительный орган власти — ландтаг, свое правительство — исполнительную власть, судебную власть, но они не обладают суверенитетом и не имеют права сецессии, т.е. права выхода из состава федерации. Организационно земельные парламенты схожи с устройством Германского Бундестага: президиум, фракции, комиссии и т.п. Нередко в землях имеется потребность отрегулировать по одинаковым принципам вопросы, которые входят в их компетенцию. В этих случаях парламенты земель вырабатывают в Бундесрате (палате земель) образцы законопроектов.

В современной конституционно-правовой литературе ФРГ субъекты Германской Федерации рассматриваются как государства. "Земли — это государства, — пишет профессор университета в г. Майнце В. Рудольф, — они самостоятельно осуществляют всю полноту государственной власти за пределами полномочий федерации…". Однако статус субъектов федерации, определенный в Основном законе и в иных актах, не позволяет считать их государствами, а скорее государственными образованиями. Субъекты не обладают суверенитетом, не имеют права выхода из состава ФРГ. Кроме того, установлен приоритет федерального права над правом земель. 

Структура органов государственной власти в землях во многом сходна. Законодательную власть в субъектах федерации осуществляют представительные органы, именуемые, как правило, ландтагами (в отдельных субъектах — по-иному, например, в Бремене и Гамбурге гражданское собрание, в Берлине — Палата депутатов). Данные органы формируются путем всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Срок полномочий составляет четыре или пять лет. Мандат депутата ландтага является свободным. Депутаты обладают иммунитетом и индемнитетом. В большинстве земель действуют однопалатные ландтаги, только баварский парламент имеет две палаты. Ландтаги принимают законы и осуществляют контроль за деятельностью исполнительной власти; они избирают главу правительства. В землях законодательство может приниматься и путем референдума. Большинство ландтагов могут принимать решения о самороспуске. Основной закон ФРГ не предусматривает такого права в отношении Бундестага.

Исполнительная власть осуществляется правительством земли (в некоторых субъектах — кабинет, а в городах Берлин, Гамбург и Бремен — сенат). Правительство состоит из председателя, который называется министром-президентом, и министров. Министр-президент определяет общие направления политики правительства, руководит его деятельностью, а также обладает правом помилования, представляет землю во внешних отношениях, осуществляет иные функции и полномочия, определенные конституциями и иными законами земель. В рамках общих направлений каждый министр самостоятельно руководит вверенной ему отраслью.

Важная сфера деятельности земельных правительств — подготовка законопроектов, назначение чиновников в органы земли, а также проведение в жизнь федеральных законов.

В судебную систему земель входят конституционные суды земель, а также суды низового и среднего уровня, распределенные по пяти ветвям судебной власти ФРГ: общей, административной, финансовой, трудовой и социальной.

Финансовые отношения между федерацией и субъектами в ФРГ, как уже отмечалось выше, закреплены непосредственно в Основном законе, и базируются на двух основных принципах: принципе связанности полномочий и расходов и принципе соответствия расходов и доходов. Первый их них означает, что и федерация, и ее субъекты несут только те расходы, которые вытекают из необходимости решения соответствующих задач. Передача полномочий из центра не региональный уровень или наоборот сопровождается необходимым увеличением расходов. Действие этих принципов определяет характер распределения полномочий между федерацией и субъектами в финансовой сфере. Приоритет имеет федеральная власть. Значительная часть налоговых отчислений идет в федеральный бюджет, и уже из федерального бюджета средства распределяются по землям. Кроме того, земли делают отчисления в федеральные фонды, например, фонд развития Восточных земель, фонд экономического выравнивания.

Важнейшим инструментом гармонизации федеративных отношений служит предусмотренный законодательством принцип «экономического выравнивания». В силу различных исторических условий образования и развития прежних германских государств, субъекты германской федерации имеют разные уровни социально-экономического развития. Были и есть субъекты федерации, достигшие высокого уровня развития экономической и социальной инфраструктуры, — Бавария, Баден-Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия, Гамбург. Есть земли, не обладающие в достатке природными ресурсами, промышленной инфраструктурой. Федеральным законом раз в пять лет определяются средние показатели социально-экономического развития страны. В целях экономического выравнивания создается специальный федеральный фонд, в который перечисляют средства те субъекты, социально-экономические показатели которых превышают средний уровень (их называют донорами), а уже из этого фонда дополнительные финансовые средства получают «бедные» субъекты Федерации.

Следует отметить, что после присоединения восточной части Германии новые субъекты оказались менее развитыми по отношению ко всем другим субъектам федерации, и поэтому они стали получать основную долю данных средств, что неизбежно должно было вызвать и вызвало дополнительные проблемы в федеративных отношениях.

Нерушимость федеративного устройства государства дважды гарантирована ст.79 абз.3 Основного закона. Согласно этой статье, не допускается не только изменение положений Основного закона, затрагивающих деление федерации на земли и сотрудничество земель, но и всякое посягательство на принципы, сформулированные в ст.20 Основного закона. Принцип федерализма — единственное конституционное начало, которому обеспечена такая двойная защита от любых попыток ревизии конституции.

3. ИНДИЯ КАК ПРИМЕР ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА.

Индийская федерация образовалась не вследствие объединения независимых государств в одно, а в результате преобразования провинций унитарного государства в субъекты федерации на основе того деления, которое было введено законом 1935 г. Федерация в этой стране исторически обусловлена, поскольку Индия занимает очень большую территорию, которой невозможно управлять только из одного центра; имеет огромное население и занимает по этому показателю 2-е место в мире после Китая (в настоящее время – более 1 млрд. человек). Это многонациональная страна, в которой проживают десятки крупных народов (тамилы, бенгальцы и т. д.) и сотни мелких народностей и этносов; многоязычная страна, где сосуществуют десятки языков (в каждой местности – свой). Кроме того, Индия – страна, где сосуществуют различные религии и культуры; она состоит из различных регионов, каждый из которых имеет свою историческую судьбу. В настоящее время в состав индийской федерации (Индийского союза) входят: 25 штатов (из них 10 – по монолингвистическому принципу, 4 – по принципу билингвизма); 7 союзных территорий. Численность населения в каждом штате резко отличается: в самом малонаселенном – 406 тыс. чел., в самом многонаселенном – более 140 млн. чел.

Судебные и административные органы всех штатов и федерации составляют единую систему. Правительство Индийского Союза может давать правительствам штатов любые указания, касающиеся исполнения федеральных законов. Территории штатов (кроме штата Джамму и Кашмир, где необходимо согласие его законодательного органа) могут быть изменены федеральным законом без согласия штата.

Для координации в масштабах нескольких штатов усилий в области планирования, решения территориальных конфликтов, развития языковых групп, транспорта и других вопросов, представляющих общий интерес, все штаты разбиты на 6 зон. В каждую зону входит по несколько штатов, и они образуют зональный совет, который дает консультации по вышеупомянутым вопросам федеральным государственным органам и правительствам штатов. Правда, на практике значение зональных советов в Индии весьма невелико.

Судебные и административные органы всех штатов и федерации составляют единую систему. Правительство Индийского Союза может давать правительствам штатов любые указания, касающиеся исполнения федеральных законов. Территории штатов (кроме штата Джамму и Кашмир, где необходимо согласие его законодательного органа) могут быть изменены федеральным законом без согласия штата. Для координации в масштабах нескольких штатов усилий в области планирования, решения территориальных конфликтов, развития языковых групп, транспорта и других вопросов, представляющих общий интерес, все штаты разбиты на 6 зон. В каждую зону входит по несколько штатов, и они образуют зональный совет, который дает консультации по вышеупомянутым вопросам федеральным государственным органам и правительствам штатов. Правда, на практике значение зональных советов в Индии весьма невелико.

3. США КАК ПРИМЕР ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА.

Субъектами федерации являются 50 штатов. Самый большой из них по территории - Аляска (570 тыс. кв. км - больше Франции), но меньший по населению (400 тыс.). Самый малый по территории штат - Род-Айленд (1000 кв. км), самый населенный - Калифорния (более 30 млн человек). Территория США включает также несубъекты федерации - владения Виргинские острова, острова Гуам, Восточное Самоа, Мидуэй, Уэйк в Тихом океане (самый крупный из них насчитывает 98 тыс. жителей). Эти территории считаются самоуправляющимися. Они имеют конституции или основные законы, принятые для них Конгрессом США, законодательные органы, выборных губернаторов, но на деле находятся под надзором Министерства внутренних дел США. Гуам, Виргинские острова, Восточное Самоа направляют по одному представителю в нижнюю палату Конгресса, но без права решающего голоса. Их жители не участвуют в выборах Конгресса и Президента США. Особый статус имеет федеральный округ Колумбия (где расположен г.Вашингтон - столица США)Он избирает трех выборщиков для участия в выборах президента.

Штаты - это государственные образования. Все они равноправны, не обладают государственным суверенитетом и не имеют права выхода из США (это положение было сформулировано Верховным судом США в связи с Гражданской войной 1861 - 1865 гг.). Они принимают свои конституции, причём ни одна из действующих ныне конституций штатов не имеет значительных черт сходства с федеральной Конституцией. В сравнении с последней основные законы штатов имеют следующие особенности: упрощённый порядок изменения конституционных положений, а отсюда и большая подвижность, значительный объём, усложнённость внутренней структуры, детализированность текста, прямое отражение в нём современных политико-правовых реальностей. Штаты имеют собственное гражданство. Их граждане равноправны на территории всей федерации. Конституция запрещает штатам вступать в какие-либо союзы, договоры или конфедерации, без согласия Конгресса облагать пошлинами импорт и экспорт, чеканить монету, выдавать кредитные билеты, заключать политические соглашения с другим штатом или иностранным государством, содержать в мирное время войска. Штаты могут заключать с другими государствами экономические соглашения по вопросам торговли, охраны окружающей среды и др. (в настоящее время действуют более 175 таких соглашений), с разрешения государственного департамента (министерства иностранных дел) США они учреждают свои представительства в других государствах (по экономическим и культурным вопросам).

4. РАЗВИТИЕ РОССИИ КАК ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА.

Россия была провозглашена федерацией в январе 1918 г.: III Всероссийский съезд Советов принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая гласила: «Российская Советская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных республик». Россия как федерация строилась по национальному принципу, что на протяжении 70 лет советской власти рассматривалось как достоинство, как основная особенность социалистической федерации. V Всероссийский съезд Советов в июле 1918 г. принял первую Конституцию советской республики, которая получила название РСФСР — Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (Конституция СССР 1936 г. изменила название: Российская Советская Федеративная Социалистическая республика; это название сохранялось до 1992 г.). Согласно Конституции 1918 г. РСФСР должна была состоять из автономных областных союзов, формирующихся из областей, отличающихся особым бытом и национальным составом. Постепенно стали образовываться автономные республики, автономные области, национальные округа.

Первые автономные республики в составе РСФСР:

Туркестанская (1918–1924);

Башкирская (1919);

Татарская, Киргизская (Казахская) — 1920;

Горская (1921–1924);

Дагестанская (1921);

Якутская (1922);

Бурят-Монгольская, Карельская (1923);

Чувашская (1925).

В середине 1930-х гг. появились Мордовская, Удмуртская, Калмыцкая, Северо-Осетинская, Чечено-Ингушская, Кабардино-Балкарская, Коми, Марийская, в 1961 г. — Тувинская автономные республики. С 1961 г. на протяжении 30 лет в составе РСФСР было 16 автономных республик.

В 1990 г. вслед за РСФСР, принявшей 12 июня Декларацию о государственном суверенитете, автономные республики в ее составе начали принимать свои декларации о государственном суверенитете.

Из 16 республик лишь две — Мордовская и Дагестанская — не сделали этого. При этом две республики — Татарстан и Чечено-Ингушская — в своих декларациях не упомянули, что они находятся в составе России. Изменились названия республик (например, Татарская АССР переименована в Татарстан), исчез термин «автономная». Ряд республик заявили о закреплении своего гражданства (Удмуртия, Якутия, Коми, Кабардино-Балкария). В 1991 г. Советы народных депутатов четырех автономных областей — Адыгейской, Карачаево-Черкесской, Горно-Алтайской, Хакасской — приняли решение о преобразовании в республики. Верховный Совет РСФСР издал законы о их преобразовании. Съезд народных депутатов России утвердил эти акты. В июне 1992 г. Ингушетия, не желавшая выходить из состава России в отличие от Чечни, также провозгласила себя республикой. Таким образом, в составе России стала 21 республика.

Большое значение в укреплении Российской Федерации имело Подписание в марте 1992 г. Федеративного договора (Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов).

Согласно этому договору края и области России превращались в субъекты Российской Федерации. Появились два города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург.

Договор закрепил разнотипность субъектов РФ:

1) национально-государственные образования (республики);

2) административно-территориальные образования (края, области, города Москва, Санкт-Петербург);

3) национально-территориальные образования (Еврейская автономная область и автономные округа).

Верховный Совет РСФСР в условиях прекращения существования СССР 25 декабря 1991 г. принял закон об изменении названия государства, установил новое название — Российская Федерация (Россия), которое утвердил VI Съезд народных депутатов в апреле 1992 г. и внес изменения в Конституцию.

Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием, уравняла в политических правах все субъекты РФ:

1) заявила о равноправии всех субъектов между собой во взаимоотношениях с органами федеральной власти;

2) в каждом субъекте Российской Федерации должен был избираться представительный орган госвласти, получавший законодательные функции. Ранее законодательные органы власти в России имели лишь автономные республики, и это право закреплялось в их конституциях;

3) все субъекты Федерации получили представительство в верхней палате нового парламента — Совете Федерации Федерального Собрания РФ (по 2 члена от каждого субъекта, 1-й представляет законодательную власть субъекта, 2-й — исполнительную). Ранее в Верховном Совете РСФСР в Палате Национальностей были представлены только автономные республики, автономные области и автономные округа — федеральные единицы. Края и области являлись простыми административно-территориальными образованиями, и хотя многие из них имели многомиллионное население, огромный промышленный потенциал по сравнению с национальными образованиями, они представлены в палате не были;

4) Конституция 1993 г. дала всем субъектам РФ право самостоятельно определять на своей территории:

— название законодательного (представительного) органа власти субъекта, число его депутатов, сроки их избрания, полномочия;

— порядок избрания высшего должностного лица, его полномочия и т. д. Федеральные законы определяют лишь общие принципы организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов. Ранее все эти вопросы определялись центром и закреплялись нормами Конституции РСФСР.

Отныне республики определяют эти вопросы в своих конституциях, прочие субъекты должны иметь свой Устав — закон, принимаемый законодательным органом власти субъекта.

Конституция разграничила предметы ведения федеральной власти и субъектов РФ (ст. 71).

В ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

К самостоятельному ведению субъектов Российской Федерации относятся:

— принятие и изменение конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъекта;

— контроль за их соблюдением;

— установление системы органов государственной власти субъекта и ее формирование;

— административно-территориальное устройство субъекта;

— принятие и исполнение бюджета субъекта;

— государственная собственность субъекта;

— регулирование социально-экономического развития;

— установление местных налогов и сборов;

— заключение договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта;

— делегирование осуществления части полномочий федеральным органам государственной власти;

— обеспечение деятельности органов местного самоуправления;

— представительство в федеральных органах государственной власти;

— государственная служба в органах государственной власти субъекта;

— государственные награды и почетные звания субъекта;

— научные и культурные связи с зарубежными странами, а также другие вопросы исходя из национальных, географических, экономических и других особенностей субъектов.

В обязательном порядке требуется согласие субъектов РФ при осуществлении таких процедур, как: взаимное делегирование полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти (ч. 2 и 3 ст. 78); изменение границ между субъектами Федерации (п. 3 ст. 67); изменение статуса субъекта Федерации (ч. 5 ст. 66).

Кроме того, субъекты Федерации обладают правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104), включая внесение предложений о поправках и пересмотре Конституции РФ (ст. 134); они вправе обращаться с запросами в Конституционный Суд (ст. 125) и участвовать в одобрении (неодобрении) поправок к гл. 3–8 Конституции РФ (ст. 136).

Согласно Конституции 1993 г. в составе Российской Федерации находились 89 субъектов — 21 республика, 1 автономная область, 10 автономных округов, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения.

Республики: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия.

Края: Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский.

Области: Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Камчатская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Пермская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Читинская, Ярославская.

Москва, Санкт-Петербург — города федерального значения.

Еврейская автономная область.

Автономные округа: Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский — Югра, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий.

В 2005 г. начался процесс образования в составе Российской Федерации новых крупных субъектов в результате объединения двух субъектов, граничащих между собой, — края, области с автономными округами.

Объединение края или области с автономными округами, граничащими с ними, проводилось в целях ускорения социально-экономического развития территории и повышения уровня жизни населения. Первыми объединились Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ, на основе их объединения в декабре 2005 г. возник Пермский край. Сильный в промышленном отношении Красноярский край с января 2007 г. объединился с Таймырским и Эвенкийским автономными округами, на территории которых имелись нефтегазовые и рудные запасы. Камчатская область с июля 2007 г. объединилась с Корякским автономным округом, богатым платиной, в Камчатский край. С января 2008 г. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ присоединен к Иркутской области. С марта 2008 г. объединены Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ в Забайкальский край. За счет объединения самодостаточных субъектов с миллионным населением с малонаселенными автономными округами, богатыми природными ресурсами, в Сибири и на Дальнем Востоке появились новые мощные субъекты, способные реализовывать крупные экономические программы и привлечь население из других регионов. С марта 2008 г. Россия состояла из 83 субъектов Федерации.

В 2005 г. начался процесс образования в составе Российской Федерации новых крупных субъектов в результате объединения двух субъектов, граничащих между собой, — края, области с автономными округами.

Объединение края или области с автономными округами, граничащими с ними, проводилось в целях ускорения социально-экономического развития территории и повышения уровня жизни населения. Первыми объединились Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ, на основе их объединения в декабре 2005 г. возник Пермский край. Сильный в промышленном отношении Красноярский край с января 2007 г. объединился с Таймырским и Эвенкийским автономными округами, на территории которых имелись нефтегазовые и рудные запасы. Камчатская область с июля 2007 г. объединилась с Корякским автономным округом, богатым платиной, в Камчатский край. С января 2008 г. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ присоединен к Иркутской области. С марта 2008 г. объединены Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ в Забайкальский край. За счет объединения самодостаточных субъектов с миллионным населением с малонаселенными автономными округами, богатыми природными ресурсами, в Сибири и на Дальнем Востоке появились новые мощные субъекты, способные реализовывать крупные экономические программы и привлечь население из других регионов. С марта 2008 г. Россия состояла из 83 субъектов Федерации.

18 марта 2014 г. в Кремле был подписан договор о воссоединении Крыма с Россией, согласно которому в составе РФ образовано два новых субъекта: Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Таким образом, в составе Российской Федерации с 2014 г. 85 субъектов: 22 республики, 1 автономная область (Еврейская), 4 автономных округа (Ненецкий, Ханты-Мансийский — Югра, Чукотский, Ямало-Ненецкий), 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения.

Российская Федерация на сегодняшний день имеет самое большое число субъектов, других подобных федераций в мире не существует.

5. ЛИТЕРАТУРА.

1.Тимченко Д. В. Асимметрия российского федерализма: конституционно-правовой аспект [Текст] // Вопросы политической науки: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 24-29. — URL https://moluch.ru/conf/polit/archive/160/8195/ (дата обращения: 04.01.2019).

2.Асимметричная федерация // http://fb.ru/article/329912/chto-takoe-asimmetrichnaya-federatsiya-rossiya---asimmetrichnaya-federatsiya (дата обращения: 04.01.2019)

3. А.М.Сафронова. История государственных учреждений России 1917 – 2000-е гг. Учебное пособие // Изд-во Урал. ун-та, 2017

4. Конституция Российской Федерации 1993 года.

5. Сайт Консультант Плюс // http://www.consultant.ru/law/review/lawmaking/reglduma/#p135 (дата обращения: 03.02.2019)

6. Сайт Jurisprudence.Club https://jurisprudence.club/konstitutsionnoe-uchebnik/indiyskiy-federalizm-57110.html (дата обращения: 03.02.2019)

7. Сайт Вузлит.Ру // https://vuzlit.ru/1362035/germaniya_federativnoe_gosudarstvo (дата обращения: 03.02.2019)

8. Сайт «Государство и власть» // https://state.rin.ru/cgi-bin/main.pl%3Fr%3D200 (дата обращения: 03.02.2019)

9. Евгения Мар. География мира. Список федеративных стран и государств // http://fb.ru/article/376055/geografiya-mira-spisok-federativnyih-stran-i-gosudarstv (дата обращения: 12.01.2019)

10. С. Н. Козлова,аспирант РУДН. Федеративное устройство Германии и его реформирование . Источник: https://www.sovremennoepravo.ru/ (дата обращения: 12.01.2019)