Октябрь 2020 — Россы-Урал

Администратор 8 октября 2020

Из материалов ВСЕРОССИЙСКОГО НАУЧНОГО ФОРУМА, ПОСВЯЩЕННОГО 50-ЛЕТИЮ ИСТОРИКО-АРХИВНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В УРАЛЬСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

УДК 341.23                 

Т.Г. Королева, Д.В. Ворошилов

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И ГЕРМАНИИ В ВОПРОСЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ ПЕРЕМЕЩЕННЫХ АРХИВОВ

Аннотация: статья посвящена взаимодействию России и Германии в сфере реституции перемещенных архивов, кратко описана история взаимодействия стран в этом вопросе, особое внимание уделяется взаимоотношению России и Германии на современном этапе с учетом существующего законодательства.

Ключевые слова: реституция, компенсаторная реституция, перемещенные архивы, бывшие неприятельские государства, заинтересованные государства, федеральный закон, перемещенные культурные ценности.

Для более полного представления ситуации, сложившейся между Россией и зарубежными странами в сфере перемещенных архивов, необходимо предпринять небольшой экскурс в прошлое. В ходе Великой Отечественной войны Советский Союз утратил безвозвратно огромное количество архивных документов. По имеющейся информации, невосполнимые потери составили 85 млн. дел. Вопросы возвращения культурных ценностей, в том числе архивов, поднимались уже во время Второй мировой войны. 5 января 1943 г. была подписана Лондонская декларация Объединенных наций, союзники по антигитлеровской коалиции приняли взаимные обязательства «сделать все возможное для ликвидации методов лишения собственности, практикуемых правительствами, с которыми они находятся в состоянии войны, в отношении стран и народов, подвергшихся без всяких причин нападению и разграблению» [2]. Лондонская декларация заложила основы для послевоенной реституции культурных ценностей. Дальнейшее развитие правовые вопросы реституции получили в 1947 году, когда в Париже были заключены Мирные договоры с бывшими неприятельскими государствами: Венгрией [4], Болгарией [5], Румынией [6], Италией [7]. В эти договоры были включены заявления о том, что эти государства принимают основные положения Лондонской декларации 1943 года, а также содержали статью, что обязательство производить реституцию относится ко всей находящейся в настоящее время в соответствующей стране опознаваемой собственности, которая была вывезена насильственно либо по принуждению Германией и ее союзниками с территории любой страны из входящих в Объединенные Нации, независимо от каких-либо последующих сделок, путем которых нынешний владелец собственности вступил во владение ею.

Также нельзя не упомянуть Конвенцию «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», которая была подписана в Гааге, 14 мая 1954 г. Конвенцией были предусмотрены меры по охране объектов культуры, как недвижимых, так и движимых, которые располагаются как на собственной территории государств, так и на территории противника. К объектам культуры, на которые распространяются положения Конвенции, были отнесены памятники архитектуры, памятники искусства и истории (как светские, так и религиозные), археологические месторасположения, рукописи, книги, музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов и т. д. По состоянию на 30 января 2018 г. конвенцию приняли (ратифицировали) 130 стран, в том числе Россия. К Гаагской конвенции дополнительно были приняты два Протокола. Первый протокол был внесен 14 мая 1954 г. и вступил в силу 7 августа 1956 г. Первый протокол к Гаагской Конвенции о защите культурных ценностей в случае Вооруженного Конфликта 1954 г. был ратифицирован 108 странами, в том числе Россией. Россию. Второй протокол к Гаагской Конвенции о защите культурных ценностей в случае Вооруженного Конфликта 1954 года был внесен 26 марта 1999 г. и вступил в силу 9 марта 2004 г. Ратифицирован 72 странами, Россия пока не ратифицировала его.

Все эти документы заложили основы послевоенного международного сотрудничества в сфере реституции перемещенных архивов. Поскольку до 1998 г. в Российской Федерации отсутствовала единая законодательная база, которая регулировала бы вопросы реституции перемещенных культурных ценностей, в том числе архивов, а акты реституции носили бессистемный и хаотический характер, проблемы взаимодействия решались путем заключения индивидуальных международных договоров и соглашений с заинтересованными государствами. Также возвращение перемещенных культурных ценностей, в том числе и архивов, зачастую осуществлялось как акт доброй воли, личным решением главы государства, особенно во времена СССР. Например, в ТАСС-ДОСЬЕ «Возвращение культурных ценностей, спасенных во время Великой Отечественной войны. Досье» от 24 августа 2015г. приведена следующая информация: «30 марта 1955 г. Совет министров СССР по решению первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева объявил о возвращении Германской Демократической Республике первой части вывезенных ценностей - Галереи старых мастеров в Дрездене. В ее составе было 1 тыс. 240 картин, в том числе «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Динарий кесаря» Тициана, полотна Дюрера, Рубенса, Рембрандта и других живописцев. Передача коллекции в ГДР началась 25 августа 1955 г. Целиком коллекция вернулась в Дрезден в 1958 г. после того, как часть полотен прошли дополнительную реставрацию» [1]. Также в 1958 г. Советский Союз передал ГДР Пергамский алтарь, в СССР остался лишь гипсовый слепок фриза алтаря, который в настоящее время экспонируется в Музее академии им. А.Л. Штиглица в Санкт- Петербурге. Кроме того, в 1958-1959 гг. в ГДР были возвращены еще 1 млн 574 тыс. менее значимых музейных объектов. Несколькими годами позже, в 1963-1967 гг., прошла еще одна реституция, в ходе которой немецкой стороне передали около 250 тыс. предметов: архивов, музейных коллекций рисунков и ботанических образцов. Из приведенной информации следует, что решения о передаче культурных ценностей принимались практически по распоряжению главы государства в качестве акта доброй воли.

В подобном порядке осуществлялось взаимодействие в архивной сфере с ГДР, ФРГ, Бельгией, Францией, другими государствами. Такой подход сопровождался рядом очевидных проблем, и в 1998 г. президентом России Б.Н. Ельциным был подписан ранее принятый Федеральным собранием Федеральный закон № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» [8].

Таким образом, в настоящее время правовую основу, регулирующую сферу перемещенных культурных ценностей в РФ, в том числе архивов, составляют Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации», Федеральный закон от 25 мая 2000 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации», а также Постановление Конституционного Суда от 20 июля 1999 г. Принятие вышеозначенных законов, несомненно, было значительным шагом в вопросе урегулирования целого комплекса проблем в области реституции перемещенных культурных ценностей.

Следует отметить, что официальный Берлин был крайне недоволен принятием Федерального закона о перемещенных ценностях, характеризовал его, как несоответствующий международному праву, противоречащий интересам Германии, но российская сторона заняла и занимает сейчас твердую позицию в этих вопросах.

Споры и дискуссии вокруг судьбы перемещенных культурных ценностей, и, следовательно, архивов, не утихают по сей день. Например, 7 марта 2018 г. правительство Германии в ответ на парламентский запрос депутатов Бундестага заявило, что вывоз культурных ценностей из Германии в СССР был осуществлен, по мнению германской стороны, в нарушение международного права. Формулировка запроса была следующей: «Какие конкретные меры по возврату предметов искусства и культурных ценностей, утерянных в Российской Федерации и государствах-наследниках Советского Союза, были предприняты правительством ФРГ с 2006 года?» На запрос от лица правительства Германии ответил представитель Германии по средствам массовой информации и культуре и заместитель министра культуры, подчиняющийся непосредственно Ангеле Меркель, канцлеру ФРГ. Звучал ответ следующим образом: «Вопрос о возврате вывезенных из-за войны культурных ценностей регулярно является предметом немецко-русских правительственных консультаций, которые, конечно же, приостановлены с 2014 г. после аннексии Крыма». Далее полномочный представитель правительства ФРГ по культуре и СМИ отметил, что он «неоднократно поднимал тему вывезенных культурных ценностей на высшем государственном уровне и указывал российской стороне на то, что Федеративная Республика Германия также и в будущем оставляет за собой право требовать возврата вывезенных из Германии культурных ценностей». Более того, в документе подчеркивается: «Со ссылкой на международное право правительство ФРГ принципиально требует возврата всех перемещенных ценностей, которые в нарушение международного права были вывезены в конце Второй мировой войны в СССР и сегодня находятся на территории Российской Федерации». Указаны в документе и «препятствия» к достижению поставленной Германией цели. И основным препятствием, по мнению автора документа является именно российский закон 1998 г. «О трофейном искусстве» (законом «О трофейном искусстве» представитель правительства ФРГ называет Федеральный закон 65-ФЗ от 15 апреля 1998 г. «О культурных ценностях, перемещенных в СССР во время Второй мировой войны и находящихся на территории РФ») [9]. Представитель немецкого правительства считает, что и этот закон тоже находится в противоречии с международным правом. Следует учитывать, что что приведенные выше утверждения отражают официальную позицию правительства ФРГ. А поскольку право победителя на компенсаторную реституцию не может противоречить международному праву и однозначно является правомерным, то позиция правительства Германии основывается на том, что СССР и Российская Федерация не рассматриваются больше в роли победителя во Второй мировой войне. А это уже пересмотр результатов войны и итогов безоговорочной капитуляции на правительственном уровне.

Буквально несколько месяцев спустя, в конце декабря 2018 г. германское посольство распространило информацию о том, что намерено добиваться возврата в свою страну культурных ценностей, которые по итогам Второй мировой войны перемещены из Германии в СССР . Правда, потом дипломаты поспешно поправились: уточнив, что Германия не добивается решительного возврата, а просто хочет активизировать переговоры на эту тему. В Совете Федерации РФ подобные заявления сочли элементом информационной войны против России.

Однозначную оценку подобных заявлений официального Берлина дал доктор исторических наук, профессор, министр культуры Российской Федерации с 21 мая 2012 г. по 15 января 2020 г. Владимир Мединский в своей статье «С войной покончили мы счеты. О новых попытках пересмотра итогов Второй мировой войны с помощью реституции». В ней Владимир Мединский дает не только историческую, но и юридическую оценку подобным заявлениям, по его мнению, «нынешнее положение дел исторически справедливо, соответствует нормам международного и российского права и, главное, нормам морали и нравственности, и не нуждается в пересмотре. То, что Советский Союз взыскал с Германии после Второй мировой войны, закреплено документально и по праву принадлежит нам: во-первых, как стране, пострадавшей от вероломной агрессии и варварских методов ведения войны нацистами; во-вторых, как компенсация за причиненный в годы войны ущерб, включая разграбленные и незаконно вывезенные культурные ценности, и, наконец, как державе-победительнице» [3].

Таким образом, следует отметить не снижающийся интерес международного сообщества к данной проблеме, ее актуальность, а также постоянные попытки ряда заинтересованных сторон использовать тему перемещенных культурных ценностей, включая архивы, в политических интересах и как оружие в информационной войне, что весьма осложняет международную коммуникацию в этом и без того непростом вопросе.

Тем не менее, на сегодня Россией осуществляются различные формы взаимодействия с зарубежными странами, в том числе с Германией. Федеральное архивное агентство РФ входит в Международный совет архивов (МСА), сотрудничает с межправительственными организациями, такими как ЮНЕСКО и Совет Европы. Российская сторона реализует целый ряд путей взаимодействия с заинтересованными сторонами, например, обмен копиями документов двух стран, составление совместных путеводителей, совместные издания, обмен информацией и опытом, стажировки, семинары и конференции. При этом Россия твердо придерживается своих позиций, считает недопустимым пересмотр договоров и соглашений, заключенных по результатам Второй мировой войны.

Список литературы

  • Возвращение культурных ценностей, спасенных во время Великой Отечественной войны. Досье // ТАСС-ДОСЬЕ от 24.08.2015 https://tass.ru/info/2205453 (Дата обращения: 22.02.2019).
  • Лондонская Декларация Объединенных наций от 5 января 1943 года “Против актов лишения собственности, совершенных на территориях, находящихся под вражеской оккупацией или контролем” // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XI. С. 58-59. С. 162.
  • Мединский В.Р. «С войной покончили мы счеты. О новых попытках пересмотра итогов Второй мировой войны с помощью реституции» // Российская газета – Столичный выпуск. 2019. 28 января (№ 18). URL: https://rg.ru/2019/01/28/kak-germaniia-pytaetsia-peresmotret-itogi-vojny-s-pomoshchiu-restitucii.html (дата обращения: 10.01.2020).
  • Мирный договор с Венгрией (Париж, 10 февраля 1947 г.) // Докипедия. URL: https://dokipedia.ru/document/5191725 (дата обращения: 10.10.2019)
  • Мирный договор с Болгарией (Париж, 10 февраля 1947 г.) // Министерство культуры Российской Федерации. URL: http://www.lostart.ru/ru/documents/detail.php?ID=884 (дата обращения: 10.10.2019).
  • Мирный Договор с Румынией (Париж, 10 февраля 1947 г.) // Докипедия. URL: https://dokipedia.ru/document/5191728 (дата обращения: 10.10.2019).
  • Мирный договор с Италией (Париж, 10 февраля 1947 г.) // Министерство культуры Российской Федерации. URL: http://www.lostart.ru/ru/documents/detail.php?ID=916 (дата обращения: 10.10.2019).
  • О культурных ценностях, перемещенных в Союз СССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации: Федеральный закон от 15.04.1998 г. № 64 – ФЗ // Российская газета. 1998. 21 апр. URL: https://base.garant.ru/12111286/ (дата обращения: 10.12.2019).
  • Пересмотр итогов войны: ФРГ не признаёт права СССР на вывоз ценностей из нацистской Германии // Ящик Пандорры. URL: https://pandoraopen.ru/2018-03-11/peresmotr-itogov-vojny-frg-ne-priznayot-prava-sssr-na-vyvoz-cennostej-iz-nacistskoj-germanii/ (дата обращения: 12.03.2020).