Проблемы засекречивания и рассекречивания документов Архивного фонда Российской Федерации
Проблемы засекречивания и рассекречивания документов Архивного фонда Российской Федерации.
Организация и правовое обеспечение засекречивания и рассекречивания документов Архивного фонда Российской Федерации.
(по материалам лекции Т.Г.Королевой для бакалавров 2 года обучения, УрФУ, Уральский гуманитарный институт, департамент «Исторический факультет», кафедра документоведения, архивоведения и истории государственного управления)
Вопросы доступа к засекреченным архивным документам всегда были и остаются актуальными для весьма широкого круга заинтересованных лиц, а именно ученых, исследователей, журналистов, политиков, преподавателей, религиозных деятелей, а также граждан, интересующихся историей своей семьи в истории страны. Широко известна цитата из романа Оруэлла «1984»: «Кто управляет прошлым, тот управляет будущим; кто управляет настоящим, управляет прошлым».
Но, прежде, чем говорить о проблемах засекречивания и рассекречивания документов Архивного фонда Российской Федерации, необходимо обратиться к нормативно-правовой базе, регулирующей эту сферу, определиться с основными положениями, определениями, терминологией.
Базовым законом, регламентирующим вопросы засекречивания и рассекречивания тех или иных документов, в т.ч. документов Архивного фонда Российской Федерации, является Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне" с целым рядом внесенных позднее изменений, последние изменения внесены на 29 июля 2018 года.
Также существует «Временный порядок рассекречивания и продления сроков засекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, находящихся в закрытых фондах государственных архивов и центрах хранения документации» № 16 от 28 июня 1994 г., в редакции от 30.10.2015.
Необходимо, кроме того, упомянуть Указ Президента РФ от 6 октября 2004 г. N 1286 "Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны" (с изменениями и дополнениями); Положение о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны (утв. Указом Президента РФ от 6 октября 2004 г. N 1286) с изменениями и дополнениями от: 26 февраля 2009 г., 14 февраля, 2 апреля 2012 г., 11 августа 2014 г., 3 августа 2018 г. и Положение № 75 «О порядке рассекречивания документов, созданных КПСС», утвержденное решением Межведомственной комиссии по защите государственной тайны от 14 июля 2001г.
Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне" состоит из преамбулы, в которой указывается, что «настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации», 8-ми разделов и 32 статей.
В ст.2 приведен перечень основных понятий, используемых в Законе:
государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;
носители сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
система защиты государственной тайны - совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;
допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений;
доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;
гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и(или) в сопроводительной документации на него;
средства защиты информации - технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации;
перечень сведений, составляющих государственную тайну, - совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.
Можно отметить, что понятие «носители сведений, составляющих государственную тайну» в принципе коррелирует с понятием «документ», данным в Федеральном законе от 29.12.1994 N 77-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обязательном экземпляре документов»: «Документ - материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения».
Также в законе даны определения понятий «засекречивание» и «рассекречивание». Согласно ст.6, отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание - введение в предусмотренном настоящим Законом порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью.
Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, определяемым настоящим Законом, руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне. Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложениям органов государственной власти и в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости.
Обратный процесс, а именно рассекречивание сведений и их носителей - снятие ранее введенных в предусмотренном настоящим Законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям.
Объектом рассекречивания является документ (дело).
- Представленные для рассекречивания документы (дела) рассматриваются полистно, в полном объеме.
- Рассекречивание документа может быть полным или частичным.
- Под полным рассекречиванием документа (дела) понимается рассекречивание, при котором документ (дело) становится несекретным в полном объеме.
- Под частичным рассекречиванием документа (дела) понимается рассекречивание, при котором несекретной становится его определенная часть, но в целом документ (дело) остается секретным.
- Организационно-распорядительные документы (постановления, решения, распоряжения и др.) рассекречиваются одновременно с имеющимися подготовительными материалами (проектами, справками, заключениями и т.п.).
Основаниями для рассекречивания сведений являются:
- взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну;
- изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.
Следует отметить, что согласно данному закону, срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.
Отметим, однако, что в «Положении о порядке рассекречивания документов, созданных КПСС», утвержденном решением Межведомственной комиссии по защите государственной тайны от 14 июля 2001 г., оговаривается, что рассекречивание документов, содержащих сведения о личной жизни граждан или их персональных данных, осуществляется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, федеральных законов «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об информации, информатизации и защите информации» и «О внешней разведке», а также других законодательных и нормативных правовых актов, касающихся соблюдения прав и свобод личности в Российской Федерации.
Далее следует остановиться на том, что такое межведомственная комиссия по защите государственной тайны (далее – межведомственная комиссия).
Согласно ст.20 ФЗ, межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Функции межведомственной комиссии по защите государственной тайны и ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии с "Положением" о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
Согласно Положению о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны (утв. Указом Президента РФ от 6 октября 2004 г. N 1286), в состав Межведомственной комиссии входят:
- Председатель Межведомственной комиссии (организует деятельность Межведомственной комиссии; утверждает Регламент Межведомственной комиссии; подписывает документы по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии; докладывает Президенту Российской Федерации и Председателю Правительства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии; вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также проекты документов по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии.
- Заместитель председателя Межведомственной комиссии (создает межведомственные рабочие и экспертные группы для обеспечения деятельности Межведомственной комиссии; представляет Межведомственную комиссию во взаимоотношениях с органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, имеет право переписки с указанными органами и организациями; запрашивает и получает в установленном порядке от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан необходимые для осуществления деятельности Межведомственной комиссии информацию, документы и материалы; пользуется в установленном порядке базами данных Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти; по поручению председателя Межведомственной комиссии: вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, заключений и официальных отзывов на проекты федеральных законов, поправок к ним, проекты других документов по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии; докладывает Председателю Правительства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии; подписывает документы по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии; организует подготовку заседаний Межведомственной комиссии; организует планирование деятельности Межведомственной комиссии; организует исполнение Межведомственной комиссией поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; обеспечивает контроль за исполнением решений Межведомственной комиссии; определяет порядок рассмотрения Межведомственной комиссией отдельных вопросов, отнесенных к ее компетенции; организует взаимодействие по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии, с палатами Федерального Собрания Российской Федерации и самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации.
- Ответственный секретарь Межведомственной комиссии (обеспечивает подготовку проектов планов деятельности Межведомственной комиссии; осуществляет подготовку заседаний Межведомственной комиссии; организует работу по подготовке докладов Президенту Российской Федерации и Председателю Правительства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии; обеспечивает организацию работ по выполнению Межведомственной комиссией поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и несет ответственность за своевременное представление необходимых документов и материалов; обеспечивает организацию работ по подготовке проектов федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, заключений и официальных отзывов на проекты федеральных законов, поправок к ним, проектов других документов по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии, для внесения их в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации; организует работу по своевременному информированию заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан о принятых Межведомственной комиссией решениях, а также о данных на ее заседаниях поручениях; представляет в пределах своей компетенции Межведомственную комиссию во взаимоотношениях с органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, имеет право переписки с указанными органами и организациями; организует работу по обобщению и анализу информации, документов и материалов, необходимых для осуществления деятельности Межведомственной комиссии, поступивших от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан; организует работу межведомственных рабочих и экспертных групп для обеспечения деятельности Межведомственной комиссии.
Ответственным секретарем Межведомственной комиссии является один из заместителей директора Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.
В состав Межведомственной комиссии входят руководители федеральных органов исполнительной власти, Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации и (или) их заместители.
При необходимости в состав Межведомственной комиссии могут быть включены другие должностные лица.
Межведомственная комиссия проводит работу по рассекречиванию документов в плановом порядке, а также во исполнение указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, обращений руководителей (заместителей руководителей) Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы и Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Предложения в план по рассекречиванию документов, находящихся на хранении в государственных и ведомственных архивах, архивных учреждениях, формируются Росархивом с учетом обращений органов государственной власти, предприятий, учреждений, организации и граждан.
План рассматривается Межведомственной комиссией и утверждается ее решением.
Решения Межведомственной комиссии, принятые в соответствии с ее полномочиями, обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.
Согласно Положению о Федеральном архивном агентстве от от 22 июня 2016 г. № 293 с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 18 декабря 2018г., Росархив организует работу подведомственных организаций по рассекречиванию в установленном порядке носителей сведений, составляющих государственную тайну.
Руководители государственных архивов Российской Федерации наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, составляющих государственную тайну, находящихся на хранении в закрытых фондах этих архивов, в случае делегирования им таких полномочий организацией-фондообразователем или ее правопреемником. В случае ликвидации организации-фондообразователя и отсутствия ее правопреемника вопрос о порядке рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, рассматривается межведомственной комиссией по защите государственной тайны.
Для рассмотрения на предмет рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, которые находятся в закрытых фондах государственных архивов, создается экспертная межведомственная группа, В состав экспертной группы в обязательном порядке включаются представители Минобороны России, МИД России, МВД России, Минюста России, ФАПСИ, ФСК России, Госкомоборонпрома России, СВР России, Росархива. К работе межведомственной экспертной группы привлекаются также представители ведомств, чьи интересы затрагиваются в рассматриваемых носителях сведений, составляющих государственную тайну.
Результатом работы межведомственной экспертной группы является заключение по вопросу рассекречивания или продления срока засекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну. В заключении указывается: какие документы рассмотрены, выводы о целесообразности продления срока засекречивания, о целесообразности рассекречивания и возможные пути дальнейшего использования рассекреченных документов.
Рассекречивание может осуществляться и в ведомственных архивах. При этом документы будут рассматриваться внутриведомственными экспертными комиссиями. Государственный архив должен в этом случае предоставить такой комиссии подлинники документов или копии, их заменяющие, а также перечни документов, описей, обзоры и другие необходимые справочники.
Также рассекречивание ведомственного архива может быть проведено по инициативе государственного архива, в котором хранится фонд данного ведомства. Это возможно по той причине, что Росархив обязан контролировать сроками хранения секретных документов и информировать руководителей ведомств о наличии на государственном хранении документов со сроками хранения свыше 30 лет.
Также с запросом на рассекречивание может обратиться и частное лицо.
Наконец, управления, министерства, ведомства, а также их учреждения, организации и предприятия могут делегировать свои полномочия по рассекречиванию документов соответствующим государственным архивам. Часть ведомств пошла по такому пути, но МО, МВД, ФСБ и т.д. Осуществляют рассекречивание своих архивов самостоятельно.
Проблемы засекречивания и рассекречивания архивных документов.
Как уже упоминалось в начале лекции, вопросы рассекречивания архивов по ряду вполне понятных причин остаются весьма актуальными на сегодняшний день. В связи с этим перед Росархивом стоит весьма непростая задача по соблюдению баланса между заинтересованными в рассекречивании документов сторонами и охраной интересов государства.
Работы в этом направлении Росархивом ведутся, на сайте Федерального архивного агентства существует База данных рассекреченных дел и документов федеральных государственных архивов.
Адрес БД: http://unsecret.rusarchives.ru/
База данных рассекреченных дел и документов федеральных государственных архивов подготовлена по инициативе Федерального архивного агентства (Росархива) с целью координации работы по рассекречиванию архивных документов, накопления информационного массива, статистического учета, информирования пользователей о результатах работы федеральных архивов по рассекречиванию архивных документов.
По итогам рассекречивания в 1998–2010 гг. Росархив подготовил и выпустил Бюллетени рассекреченных документов федеральных государственных архивов (12 выпусков, М., 1998–2000, 2002–2011), которые были напечатаны ограниченным тиражом. В бюллетенях были размещены обзоры рассекреченных дел или перечни дел федеральных архивов, Архива Правительства Российской Федерации, Архива Президента Российской Федерации. В связи с заинтересованностью архивов и общественности все выпуски бюллетеней были размещены на портале «Архивы России» «Рассекречивание».
К сожалению, информация, размещенная в бюллетенях, не позволяла в полной мере координировать работу по рассекречиванию архивных дел и документов, хранящихся в федеральных государственных архивах, государственных и муниципальных архивах субъектов Российской Федерации. Учитывая это обстоятельство, в 2012 г. было принято решение о создании базы данных и ее размещение в сети Интернет.
База данных рассекреченных дел и документов федеральных архивов в декабре 2013 года размещена на отраслевом портале «Архивы России» и доступна широкому кругу пользователей.
В базу данных включены заголовки рассекреченных дел и документов с поисковыми данными из фондов 8 федеральных архивов и одного филиала, где имеются дела и документы на секретном хранении:
Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ)
Российского государственного архива экономики (РГАЭ)
Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ)
Российского государственного архива новейшей истории (РГАНИ)
Российского государственного военного архива (РГВА)
Российского государственного архива Военно-Морского Флота (РГАВМФ)
Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ)
Российского государственного архива научно-технической документации (РГАНТД)
филиала Российского государственного архива научно-технической документации в г. Самаре (филиал РГАНТД)
Дела и документы были рассекречены Межведомственной комиссией по защите государственной тайны по рассекречиванию документов КПСС и Правительства СССР, на которую в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 июня 2001 г. № 627 возложена функция по рассекречиванию документов высших органов РКП(б) – ВКП(б) – КПСС, экспертными комиссиями фондообразователей (министерств, ведомств, учреждений и организаций).
На день открытия в базу данных внесены заголовки переведенных на открытое хранение в 2010–2012 гг. дел и документов, рассекреченных в т.ч. за предыдущие годы. К сведению: процесс рассекречивания дел и документов считается завершенным после внесения изменений в учетные документы архива, соответствующего оформления рассекреченных дел и документов и их передачи на открытое хранение.
В дальнейшем планируется оперативно пополнять базу данных перечнями рассекреченных дел и документов, а также инсталлировать информацию из бюллетеней рассекреченных документов федеральных государственных архивов.
Большое внимание Росархив уделяет рассекречиванию архивов Великой Отечественной войны. Стоит отметить, что гриф «секретно» давно снят со многих документов. Именно благодаря этому, например, в Смоленской области появится памятник жертвам Катыни. В России сейчас для многих понятен трагический символ Катыни. Поиски исторической правды молодая Россия начала в 90-х годах. Так, копии основных документов по катынскому делу были по указанию Бориса Ельцина переданы президенту Польши Леху Валенсе 14 октября 1992 года.
Весной 2010 года по указанию президента РФ Дмитрия Медведева Росархив впервые сделал достоянием общественности подлинные документы по катынской трагедии из так называемой «Особой папки 1».
Министр обороны РФ приказом № 181 от 8 мая 2007 года снял гриф «секретно» с архивных документов Красной Армии и Военно-Морского Флота за период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, находящихся на хранении в ведомственных архивах министерства обороны РФ.
В докладе руководителя Федерального архивного агентства А.Н.Артизова на расширенном заседании коллегии Росархива «Об итогах работы Федерального архивного агентства в 2016 году, задачах на 2017 год и среднесрочную перспективу» (Москва, 2 марта 2017 г.) было озвучено следующее: «Продолжалась работа по рассекречиванию архивных документов. На открытое хранение переведено почти 11 тыс. дел федеральных архивов, в том числе около 6,5 тыс. дел, рассекреченных Межведомственной комиссией по защите государственной тайны. В БД рассекреченных дел и документов федеральных архивов размещено уже свыше 83 тыс. записей. Эту работу вместе с МВК по защите гостайны мы будем последовательно продолжать и в дальнейшем».
12 апреля 2019 года Руководителем Федерального архивного агентства издан Приказ №59 «Об утверждении Плана работы Федерального архивного агентства на 2019–2020 гг. по отбору, рассекречиванию и использованию архивных материалов для включения в научный оборот и образовательный процесс достоверных сведений о преступлениях против человечности в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов», в котором, в соответствии с п. 9.2 Протокола заседания Российского организационного комитета «Победа» от 12.12.2018 № 40, утвержденного Президентом Российской Федерации В.В. Путиным (согласно этому пункту, Федеральному архивному агентству с участием Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации поручено «образовать комиссии по отбору, рассекречиванию и использованию архивных материалов для включения в научный оборот и образовательный процесс достоверных сведений о преступлениях против человечности в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов), утвержден «План работы Федерального архивного агентства на 2019–2020 гг. по отбору, рассекречиванию и использованию архивных материалов для включения в научный оборот и образовательный процесс достоверных сведений о преступлениях против человечности в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов».
Не смотря на ведущиеся в направлении рассекречивания документов работы, к Росархиву предъявляется ряд претензий. Игорь Курляндский, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН в своей статье «Над историей кружат грифы» утверждает, что «заявления о благополучном состоянии в области архивной открытости в современной РФ – миф», «сначала века дело рассекречивания архивных документов находится исключительно в компетенции Междуведомственной комиссии по защите государственной тайны (МВК). Об убогих результатах дают представление публикуемые на сайте Росархива ежегодные бюллетени. Грифы секретности снимаются на несколько сот дел в год – большей частью с малозначительных документов. Объявленные рассекреченными дела доходят до исследователей годами, а бывает, и обратно забираются на секретное хранение. А вот многие значимые для науки и общества дела и документы по итогам таких «рассекречиваний» комиссия до греческих календ оставляет на секретном хранении».
Доклад руководителя Федерального архивного агентства А.Н.Артизова на расширенном заседании коллегии Росархива (Москва, 14 марта 2019 г.) «Об итогах работы Федерального архивного агентства в 2018 году, задачах на 2019 год и среднесрочную перспективу» сам А.Н. Артизов признает: «В целях расширения доступа к документам Архивного фонда продолжалась работа по рассекречиванию документов федеральных архивов, проведению историко-документальных выставок и подготовке сборников документов по актуальной исторической тематике. В отчетном периоде на федеральном уровне переведено на открытое хранение 2 303 дел и почти 20 тысяч отдельных документов. К сожалению, эти объемы гораздо скромнее, чем в предыдущие годы и наша задача совместно с МВК по защите гостайны на 2019 год – нивелировать допущенное замедление темпов рассекречивания».
Таким образом, можно резюмировать, что, с одной стороны, в сфере рассекречивания архивов ведется реальная работа, с другой стороны – существует достаточно большой объем претензий к качеству этой работы и скорости ее выполнения. Но нельзя упускать из виду тот факт, что процесс рассекречивания архивов является весьма сложным и ответственным, к ответственным лицам, к их компетенции и профессионализму предъявляются весьма высокие требования, процесс идет в несколько этапов, на каждом из которых неизбежны разногласия и согласования, следствием чего является снижение оперативности работ.
Источники и литература:
Интернет-сайты федеральных государственных архивов
База данных рассекреченных дел и документов федеральных государственных архивов
Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21.07.1993 N5485-1 / Российские вести. 1993. 30 сентября.
Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21.07.1993 N5485-1 / Российские вести. 1993. 30 сентября
Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны: указ Президента РФ от 02.06.2001. № 627 // Отечественные архивы, 2001. № 5. С. 9-10
О внесении изменений в Указ Президента РФ от 26.02.2009 г. № 228 «Состав Межведомственной комиссии по защите государственной тайны»: указ Президента РФ от 14.03.2011. № 298 // Российская газета. 2011. 17 марта.
Елпатьевский А.В. О доступе к документам архивов // Отечественные архивы. 2006. № 1
Институты нашей памяти: архивы и библиотеки в современной России / Новое литературное обозрение. Спецвыпуск, 2005. № 4(74) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/74/
Курляндский И. Над историей кружат грифы // Новая газета. Спецвыпуск “Правда ГУЛАГа» от 20.10.2010. № 17(38) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/gulag/1191/html Общественные слушания «Состояние архивного дела в России» // Отечественные архивы. 2010. № 6.
Доклад руководителя Федерального архивного агентства А.Н.Артизова на расширенном заседании коллегии Росархива (Москва, 2 марта 2017 г.) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://archives.ru/reporting/report-artizov-2017-kollegia.shtml
Парламентские слушания на тему «Актуальные проблемы совершенствования законодательства о государственной тайне» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.komitet2-16.km.duma.gov.ru/site-xp
Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Стенограмма специального заседания, посвященного состоянию открытости и доступности документов периода Великой Отечественной войны от 17.06.2011 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.president-sovet.ru/council_decision/transcripts_of_the_meetings
Павлова Т.Ф. Архивы закрылись? //Отечественные архивы. 2006. № 1. С. 3-8
Павлова Т.Ф. Архив закрылись? С. 5; «Архивная контрреволюция» (Интервью Н. Петрова редакторам «НЛО») [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/74/arc22.html
Павлова Т.Ф. Формирование нормативной базы обеспечения доступа пользователей к архивным документам с конфиденциальными сведениями о гражданах. 1991-2007 гг. // Отечественные архивы. 2008. № 2
Петров Н. Десятилетие архивных реформ в России [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://index.org.ru/journal/14/petrov1401.html