Интервью с О.В. Янцер, деканом географо-биологического факультета УрГПУ.

25 июня 2019

Беседой с Оксаной Янцер, деканом географо-биологического факультета Уральского государственного педагогического университета г.Екатеринбурга, кандидатом географических наук, членом Русского географического общества, руководителем фенологической комиссии Свердловского отделения Русского географического общества, автором ряда научных и учебно-методических работ, на сайте Фонда ветеранов спецподразделений «РОССЫ-УРАЛ» открывается новая рубрика «Интервью». 

С Оксаной Янцер беседовала Татьяна Королева, руководитель пресс-службы Фонда «РОССЫ-УРАЛ».

Т.К.: Уважаемая Оксана Васильевна, от лица Фонда «РОССЫ-УРАЛ» поздравляю вас с окончанием еще одного учебного года и началом приемной кампании-2019. И сразу первый вопрос – почему география? Ведь в те годы, когда мы выбирали ВУЗы для дальнейшего обучения, на пике популярности были экономические, юридические направления, менеджмент. И вдруг такой необычный выбор?

О.Я.: Да, это так, была такая «мода», скажу даже – моя семья, мои родители ждали, что я изберу для себя юридическую сферу деятельности, но мой выбор был сделан еще в школьные годы. И это в полной мере роль личности и заслуга моего учителя географии Валерия Леонидовича Брусницына, который привил тем, кому посчастливилось у него учиться, огромную любовь к своему предмету. Хочу отметить, что Валерий Леонидович в свое время заканчивал именно географо-биологический факультет нашего университета.

Т.К.: Надо же, какой интересный поворот судьбы, а теперь его ученица блестяще возглавляет этот факультет…

О.Я.: Кстати, Валерий Леонидович до сих пор работает, преподает, готовит новые поколения увлеченных географией ребят.

Т.К.: При вашей поддержке многие члены Фонда «РОССЫ-УРАЛ», и я в том числе, вступили в Русское географическое общество, в Свердловском отделении которого вы возглавляете фенологическую комиссию. Расскажите, пожалуйста, о том, что такое фенология? Готовясь к разговору с вами, я узнала, что официально термин «фенология» введен Шарлем Морраном в 1853 году, но, наверное, можно предположить, что фенология, как система знаний о природных явлениях, сопровождает человечество гораздо дольше, с древних времен?

О.Я.: Изначально предложенное Морраном название науки о сезонных изменениях на поверхности Земли, проявляющихся в виде закономерно чередующихся сезонных явлений природы,  звучало как «феноменология», но постепенно, в процессе лингвистических упрощений и сокращений «феноменология» превратилось в «фенологию». Что касается истории фенологии, то можно сказать, что эта наук действительно является одной из древнейших и сопровождает человечество практически на всем протяжении его, человечества, существования. Есть большое количество различных определений фенологии, например, достаточное емкое определение дал в 1957 году известный советский фенолог А.И.Руденко на первом Всесоюзном фенологическом совещании, проходившем в Ленинграде: «Фенология – наука, изучающая закономерности сезонного развития растительного и животного мира, а также явлений неорганической природы, в их взаимосвязи и взаимодействии». Но вернемся к истории фенологии. Не будет преувеличением сказать, что в прямом смысле выживание людей с древнейших времен зависело от информации о сезонных изменениях природы, от накопления этой «информационной базы» и ее грамотного использования. Как пример можно рассмотреть Древний Египет, жизнь человека в котором была тесно связана с сезонами разлива Нила. Египтяне обожествляли Нил, с разливами Нила были связаны их календари, времена года. На протяжении многих тысячелетий ежегодные разливы Нила определяли ритм жизни египтян. Каждый год в одно и то же время уровень воды в Ниле поднимался, принося на поля плодородный ил. Именно благодаря этой реке зародилась одна из древнейших цивилизаций мира. Информация о циклах разлива Нила, особенностях, правилах и исключениях собиралась, хранилась и использовалась жрецами, так что вполне можно считать их древними фенологами! Большие массивы данных о сезонных изменениях природы были собраны на протяжении веков и тысячелетий в Китае, Индии… Да и в русских летописях до 10 века можно найти подобные наблюдения. Это неудивительно, ведь жизнь людей была теснейшим образом связана с земледелием, животноводством, охотой, а для того, чтобы преуспеть в этих видах деятельности, наблюдения за природой, накопление информации и ее анализ с целью использования просто жизненно необходимы.

Т.К.: Вы возглавляете фенологическую комиссию Свердловского отделения Русского географического общества. Скажите, какие цели ставит перед собой эта комиссия?

О.Я.: Хочу отметить, что история фенологии на Урале имеет свои корни, огромный вклад в эту науку внес известнейший фенолог и краевед Владимир Алексеевич Батманов (1900–1980). Еще конце 20-х годов прошлого века с группой энтузиастов он создал на Урале огромную сеть добровольных корреспондентов-фенологов, и уже в 1934 г., обобщив материалы,  составил биоклиматическую карту «Весеннее развитие растительности» для Уральской области, включающей территории современных Свердловской, Пермской, Челябинской, Тюменской областей и Башкортостана. Владимир Алексеевич разработал методику фенологического картографирования. Одна из главных задач его работы — разделить территории на зоны с различным фенологическим состоянием объекта в заданный день. Научное наследие Батманова огромно, оно составляет около сотни опубликованных работ, множество рукописных материалов, дневников с фенологическими наблюдениями. Многие из них еще ждут своих исследователей, изучения и оцифровки. Также для нашей комиссии очень важно участие в таком всероссийском ежегодном мероприятии, как Единый фенологический день. Да, как помню, в этом году вы уже успели принять в нем участие?

Т.К.: Да, лично участвовала! Спасибо за приглашение, было интересно. Скажите, а каковы задачи фенологии в современном мире?

О.Я.: Вы понимаете, в мире ведь все взаимосвязано: человек, природа… Изучая изменения природы, мы можем уловить тенденции современного мира, например, исследовать влияние цивилизации, городов. Например, уже сейчас, анализируя данные по России, мы замечаем, что на срок около недели уменьшаются такие сезоны, как зима и лето, за счет этого удлиняются периоды межсезонья. Кроме того, действительно есть тенденция к общему потеплению. Значительно расширились возможности фенологии с внедрением компьютерных технологий, т.к. фенология работает с большими базами данных, использует методы математической статистики. Очень важна оцифровка архивных массивов информации, расширение сети наблюдателей.

Т.К.: В этом году Фонд «РОССЫ-УРАЛ» во второй раз принял участие в Большом Географическом фестивале, организатором которого вы являетесь. Расскажите, пожалуйста, немного об этом мероприятии?

О.Я.: В этом году Большой Географический фестиваль был юбилейным, уже пятым по счету. Мы постоянно расширяем географию участников, организуем новые программы и секции, основная наша цель – это популяризация географии, мы хотим показать ребятам, что география – это интересно! География – это не скучно!

Т.Г.: Огромное вам спасибо за интересную беседу, до новых встреч на совместных мероприятиях в университете, Русском географическом обществе, в фенологической комиссии!

О.Я.: Спасибо, до новых встреч!